|
Виды транспорта и их классификация
На сегодняшний день почти все сферы бизнеса нуждаются в услугах по доставке грузов. Разновидностей грузоперевозок существует огромное количество. Их так же много, как и разнообразие тарифов Билайн, Мегафон и МТС, к примеру. Некоторые службы доставки работают в пределах одного населённого пункта, а некоторые занимаются перевозкой с одного континента на другой.
Грузоперевозки осуществляются одним из пяти основных видов транспорта: железнодорожным, водным (речным или морским), воздушным, автомобильным или трубопроводным. Каждый из перечисленных видов выполняет определённую функцию, которая соответствует их грузопроводящей способности и технико-экономическим показателям.
По объёму выполняемых грузоперевозок лидирующее место занимает автотранспорт, второе место достаётся железнодорожному, а третье - трубопроводному. Остальные виды можно не учитывать, потому что из общего количества грузоперевозок они выполняют не более 3 процентов.
Крупный груз экономично можно перевезти по железной дороге. Этот вид грузоперевозок долгое время занимал монопольное положение. Сместить его с этой позиции удалось только автомобильному транспорту, который весьма активно развивался в конце 20-го века. Железная дорога позволяет довольно дёшево перевезти большой объем грузов на достаточно дальнее расстояние. Однако этот вид перевозки характеризуется высокими регулярными издержками, которые напрямую связаны с внушительной стоимостью самих рельсовых путей, депо, сортировочных станций, а также подвижного состава. Что же касается переменной части издержек, то она невелика. Основную долю грузооборота на железных дорогах составляет вывоз минерального сырья, такого как уголь, руда и прочие, от источников добычи, которые располагаются вдали от водных путей сообщения. Стоит заметить, что соотношение переменных и постоянных издержек на данном виде транспорта таково, что дальние перевозки для него всё так же выгодны. Для того, чтобы повысить качество предоставляемых услуг, были изобретены также трехъярусные платформы, предназначенные для перевозки машин, сочленённые вагоны, двухъярусные контейнерные платформы, а также целые составы специального назначения.
Состав специального назначения представляет собой товарный поезд, вагоны которого предназначаются для перевозки продукта одного единственного вида. Это, к примеру, может быть уголь. Такие составы очень выгодно использовать, потому что, в отличие от смешанных составов, они могут следовать к месту назначения, не теряя времени на сортировочных станциях. К тому же в таких составах вагоны сочленены и обладают удлинённой ходовой частью, что позволяет им принимать в одной гибкой сцепке порядка 10 контейнеров, а это значительно сокращает количество времени, необходимого для перевалки. Двухъярусные контейнерные платформы позволяют удвоить грузовместимость подвижного состава. Все эти технические решения позволяют снизить нагрузку вагонов, повысить их грузоподъемность и облегчить в целом процесс погрузки и выгрузки.
Водный транспорт разделяют на глубоководное и внутреннее судоходство. К глубоководному относится морское и океанское судоходство, а к внутреннему - речное. Основным преимуществом данного вида транспорта является его способность перевозить огромнейшие грузы. Для этих целей используют либо глубоководные суда, которые нуждаются в портах с глубоководными акваториями, либо дизельные баржи, которые наделены большей гибкостью. Среди недостатков водного транспорта можно отметить небольшую его скорость, а также ограниченные функциональные возможности. Дело в том, что зачастую груз в порт и из порта доставляется при помощи грузовиков или железнодорожного транспорта. Ведь редко в каких местах пункт отправления и пункт назначения располагаются на одном водном пути сообщения. А потому водный транспорт в большей степени выгоден для тех грузоотправителей, которым важны минимальные транспортные тарифы и большая грузоподъемность, а сроки доставки менее важны. Точно также люди, которые хотят разговаривать много, но за небольшие деньги, выбирают красивый сотовый номер Билайн, например.
Внутренние водные пути чаще всего используются для транспортировки руды, минерального сырья, цемента и некоторых сельскохозяйственных продуктов, среди которых, к примеру, зерно. Ограничиваются возможности данного вида транспорта по той причине, что они сильно привязаны к каналам и рекам. К тому же растёт день ото дня конкуренция со стороны поездов, которые обслуживают параллельные дороги. Тем не менее, по прогнозам специалистов значение водного транспорта с годами уменьшаться не будет, ведь медленно передвигающиеся речные судна могут выступать в роли передвижных складов.
Как мы уже упоминали, самым популярным транспортом для перевозки грузов на данный момент является автомобильный. В лидеры он выбился благодаря высокой скорости международных перевозок и гибкости доставки. От железнодорожного данный вид транспорта выгодно отличается тем, что не требует больших капиталовложений в оборудование специальных терминалов. К тому же грузовики ездят по автодорогам общего пользования.
Стоит обратить внимание на тот факт, что достаточно высока цена переменных издержек, к которым относятся затраты на горючее и ремонт, заработная плата водителей, в то время как постоянные расходы, среди которых, к примеру, накладные расходы, довольно малы. Согласно мнению экспертов, этот вид грузоперевозок сохранит свои центральные позиции и в будущем.
Что же касается воздушного транспорта, то грузовая авиация представляет собой новый и пока не слишком востребованный вид транспорта. Его главным преимуществом является скорость доставки. А вот высокая стоимость перевозки – основной недостаток. Иногда правда скорость перекрывает его, потому что она позволяет избежать издержек, которые связаны с содержанием запасов. Однако, несмотря на то, что воздушную транспортировку грузов можно осуществлять на достаточно большие расстояния, пока ещё только 1 процент международного грузооборота приходится на этот вид транспорта.
Данным видом транспорта можно перевозить самые разные грузы. Однако чаще всего с помощью воздушного транспорта груз перевозят в случае крайней необходимости, а не на постоянной основе.
А вот трубопроводный транспорт можно назвать уникальным, ведь он круглые сутки работает на благо человека. В отличие от остальных видов транспорта, он служит только для того, чтобы перекачивать сырую нефть и жидкие нефтепродукты, природный газ, жидкие химикаты и сухие сыпучие продукты, превращённые в водную суспензию, такие как цемент.
|
|